ВЕРНУТЬСЯ: | в каталог | на главную
САМСОН - ГЕРОЙ ИЛИ ОТСТУПНИК?
В проповедях мы редко обращаемся к одному библейскому герою, имя которого весьма известно и широко используется в живописи и литературе.
Как вы думаете о каком герое идет речь? Это Самсон.
Мы привыкли принимать этого человека как героя, который спасал народ Израиля от филистимлян. Потом он допустил небольшую оплошность, и поплатился за это всем, что имел.
Все это так, но я хочу сегодня, как говорят, расставить некоторые точки на "i".
Итак, начнем с рождения. Ибо рождение этого ребенка было необычным. Его родители были престарелыми и не имели возможности иметь детей.
И вот Бог избирает простую семью, чтобы произвести в ней этого человека.
Судей 13:3-5
"И явился Ангел Господень жене (Маноя) и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына;
4 итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого;
5 ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян".
Какое впечатляющее начало. Мы помним из истории этой страны подобные ситуации.
Это , в первую очередь, Авраам и данное ему обетование от Бога.
И родился Исаак, человек, верный Богу.
Мы помним еще один случай:
5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. 13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
(От Луки 1 глава )
И родился Иоанн, прозванный позднее Крестителем. Он был истинным назореем. И еще один раз Ангел возвещал о рождении Младенца. Но это несколько иной случай.
Итак, жена Маноя родила Самсона. Это был не простой младенец. Бог определил его назореем от рождения. Вы знаете, кто такие назореи.
И что значит быть назореем?
Если говорить просто, то назорей - это что-то вроде сегодняшнего православного монаха.
Обычно израильтяне сами давали обет назарейства на какой-то срок.
Этот обет подразумевал прежде всего хождение перед Богом т.е. жизнь в праведности и исполнении законов Моисея, отказ от вина и виноградных плодов, категорически запрещал прикасаться к мертвым телам, и не стричь волос.
1. И сказал Господь Моисею, говоря:
2. объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу,
3. то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод;
4. во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи.
5. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей.
6. Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу…
(Книга Числа 6:1-6)
Но тут мы видим, что сам Бог определил Самсону пожизненное назарейство.
В ту пору сложилась сложная обстановка. Израиль вот уже 40 лет был под водительством Филистимлян. И вот Бог решает, что настало время освободить народ от этого ига. Израилю нужен предводитель, вождь, герой. Он должен защитить Израиль, освободить его и быть его лидером.
После Иисуса Навина, начальники колен израильских должны были изгнать хананеев из той земли, обладание которой было им обещано. Они сделали это, но лишь отчасти, оставив некоторые народы жить рядом и вступали с ними в союзы, что было запрещено Богом. При этом, естественным было уклонение израильтян в верования соседних народов, "служение Ваалам и Астартам". За это Бог определил народам Ханаана быть для Израильтян "петлею", "и боги их будут для вас сетью".
Когда Израильский народ отступает от Бога, начинает служить богам соседних народов, он подвергается завоеваниям этими народами и попадает к ним в рабство до тех пор, пока не приносит покаяние в своем отступлении. Когда же это последнее происходит, то Бог воздвигает из среды народа судью, человека, который возглавляет освободительную войну, и тогда Израиль снова становится свободным до следующего падения в грех идолопоклонничества.
Итак, учтем, два основных факта:
Первое: Самсон был назореем и как назорей должен был придерживаться всех законов назорейства.
Второе: Бог воздвиг Самсона для определенной цели - наказать филистимлян и освободить Израиль от из владычества.
Следуя далее за Самсоном и оценивая его поступки, мы всегда будем иметь ввиду эти два фактора.
Я не буду перечислять все поступки Самсона. Но мы остановимся на тех, которые привели его к такому печальному концу.
Первый:
Как известно, что однажды прогуливаясь Самсон увидел девушку и она понравилась ему
Суд.14,1: "И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских".
Ну увидел и увидел. Мы знаем, что он был назореем. А назореи особенно чтили законы Моисея. Бог запретил израилю брать в жены иноплеменниц.
Жену он должен был искать среди Израильтян, как Господь Иисус обетовал ещё в
Исх.34,16:
"и не бери из дочерей их (из Хананеев или язычников) жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих".
Но желание обладать этой женщиной было выше и он посылает в город фелистимлян родителей дабы договорится о женитьбе.
3 Отец и мать его сказали ему: разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных? И сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она мне понравилась.
(Судьи 14 глава )
Это было его первой ошибкой. Где находится город Фимнаф? Самсон перешёл на территорию врага. Он пошёл туда, куда Господь Иисус не разрешал ему идти. Филистимляне не являлись его друзьями, а являлись его врагами.
Ввиду чрезвычайной важности этого вопроса Святой Дух упоминает об этом также во Втор.7,3 и в Ездр.9,12.
Но далее мы читаем странные строки (на первый взгляд)
4 Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отмстить Филистимлянам. А в то время Филистимляне господствовали над Израилем.
(Судьи 14 глава )
Как, разве Бог отменил Свои законы? Разве назорею можно все?
Этот стих поставил меня в тупик. И я начал искать ответ на свой вопрос -почему?
И, наконец, нашел. Бог использовал Самсона для осуществления Своего плана - спасения народа Израиля. Родители не знали, что Самсон играет в плане Господа определенную роль. Поэтому Бог не наказал сразу Самсона за этот грех, ибо план Бога должен был исполниться.
Так же как в случае с Соломоном, Бог не стал наказывать Соломона за его прелюбодейство, но наказал его потомков. Самсон грубо нарушил Божьи установления и будет наказан позже.
В нашей повседневной жизни мы иногда "зарываемся", считая, что Бог все стерпит. И наши грехи и неблаговидные поступки. Мы уповаем на Христа, считая что кровь Христа избавляет нас от всякого греха. Это глубокое заблуждение христиан.
26. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,
27. но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
28. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,
29. то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
30. Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.
31. Страшно впасть в руки Бога живаго!
(Послание к Евреям 10:26-31)
Бог видел, что Самсон пошел "вразнос", но Он продолжал исполнять Свой план спасения.
Тут следует сделать небольшое отступление. Как я уже говорил, грехопадение народа Израиля к этому моменту было очень велико. И, обычно, народ сам взывал к Господу с мольбой дать им героя, судью чтобы вывести народ из этого состояния. Но, читая эту главу, мы не видим обращения народа Израиля к Господу. Их все устраивало, закон Моисея исполнялся отчасти, люди не были настолько религиозны, чтобы поставить на место развращенного Самсона. Они мирно жили в соседстве с филистимлянами.
Как сегодня церковь мирно уживается с грехами своей паствы. Мирится к тем, что мир проникает в церковь, поражая ее грехом.
Так же мы не встречаем и обращения Самсона к Богу. Дары от Него он получал как нечто само собой разумеещееся.
Если сегодня церковь теряет духовность, если поощряется грех, если проповедуется ложное Евангелие, гарантирующее "огульное" спасение - ждите беды. Если в церкви не вскрывается грех, если нет покаяния - далее следует неминуемое падение.
Так случилось и с Самсоном. Читая далее эти главы, мы сталкиваемся с еще более вопиющим нарушением закона Моисея, противостояния Богу.
Шествуя на встречу со своей будущей женой, Самсон встречает льва. Но с голыми руками бросается в атаку и побеждает его. Этот подвиг Самсона описан многократно, и сделано множество скульптур этого события. Бог Духом Свои дает Самсону неимоверные силы, для победы. Израилю нужен герой, который поведет народ за собой. И Самсон одерживает победу.
Но нет ни одной строчки упоминания о страшном грехе, последовавшим за этим событием.
8. Спустя несколько дней, опять пошел он, чтобы взять ее (жену прим.С.Н.), и зашел посмотреть труп льва, и вот, рой пчел в трупе львином и мед.
9. Он взял его в руки свои и пошел, и ел дорогою; и когда пришел к отцу своему и матери своей, дал и им, и они ели; но не сказал им, что из львиного трупа взял мед сей.
(Книга Судей 14:8,9)
Скажу честно, моральная пустота этого парня меня поражает. Он знал, что это грех. Поэтому ничего не сказал родителям. А для назорея - это страшный грех. Как я говорил, что одним из правил назорейства был запрет на контакт с мертвыми телами. Если это происходило, то человек терял свое назорейство. Должен был покаяться, обрить голову и заново заключить завет с Богом.
В законе Моисеевом был прописан этот запрет для всех евреев, т.к.
Чис.6:6
Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу
В этом стихе Бог уточняет, что даже если умрет отец или мать - нельзя прикасаться к ним. Не говоря уже о других мертвых телах, коим являлось тело льва.
Но Бог продолжает терпеть выходки этого "назорея".
Далее мы читаем, что, несмотря на запрет употребления " ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи." Самсон закатывает пир.
10. И пришел отец его к женщине, и сделал там Самсон пир, как обыкновенно делают женихи.
(Книга Судей 14:10)
Библия не говорит о том, употреблял ли Самсом вино или виноград на этом пиру. Но тот путь неповиновения Богу, на который встал Самсон, вполне допускает и это прегрешение.
Жизнь Самсона не была посвящена служению Богу.
Он развлекался, получая от Бога огромную физическую силу. Шутя он разорвал на части льва, между делом он перекалечил 30 филистимлян, чтобы снять с них одежды. Развлекаясь, он ослиной челюстью побил тысячи. И ни слова благодарности Богу.
Нет после подвига с ослиной челюстью Самсон воззвал к Господу. Но только лишь потому, что захотел пить.
Он неотвратимо шел к своей погибели.
Дорогие друзья!
В личности Самсона мы имеем человека, который всё имел и всё потерял. Мы часто становимся похожими на этого человека. Бог дает нам многое, но мы забываем благодарить Его за все, за каждую минуту нашей жизни. И многие вспоминают Его только тогда, когда "захотят пить" как Самсон.
Я не буду перечислять всех "подвигов" Самсона. Некоторые из них больше похожи на обыкновенное хулиганство.
Следующее падение Самсона было в Газе:
1. Пришел однажды Самсон в Газу и, увидев там блудницу, вошел к ней.
(Книга Судей 16:1)
Это, наверно, было последней каплей, что переполнила чашу, терпения Божия.
Этот человек не только презирал нормы назорейства, но и обыкновенной морали также.
Последнее, что говорило о его посвящении Богу, о его назорействе - это волосы.
Но и им недолго оставалось быть на голове этого отступника.
19. И усыпила его Далида на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его.
(Книга Судей 16:19)
Вот и все.
Дорогая церковь!
Когда мы творим беззаконие, и видим, что Бог продолжает действовать в нас. Мы думаем, что Бог не видит наш грех. Мы думаем, что распятый Христос будет бесконечно проливать новую и новую кровь за наше беззаконие. Нет Христос взошел на Голгофу и оправдал всех. Он оправдал нас когда мы пришли к нему. Он простил нам все старые грехи. Но мы делаем и делаем новые. Вновь и вновь распиная Иисуса Христа. Это опасно.
Самсона ослепили, и поставили выполнять женскую работу. Молоть на ручной мельнице. А иногда выводили его на потеху публике. Так из героя он превратился в скомороха.
И вот, видимо, пав так низко, он наконец начинает прозревать духовно. Он начинает понимать что произошло и почему он оказался в таком положении.
И теперь он обращается к Господу. Он не просит ничего более, но только выполнить волю Бога, ради которой он и был рожден и содеян назореем.
28. И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои.
(Книга Судей 16:28)
Господь дает просимое для Самсона, но не спасает его от смерти
Послание к Римлянам 6:23
Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Так закончилась жизнь этого человека. Героя? Или отступника? В послании к Евреям его упоминают как героя веры. Это правильно. Перелом в его сознании произошел. План Божий был исполнен. Самсон понял, что только Бог властвует в этом мире.Что только Он способен наделить человека силой как физической, так и духовной.
Для всех нас это блестящий урок. Как не надо служить Господу.
Пусть Господь даст нам понимание своих поступков, своей жизни.
Чтобы избежать участи, подобной участи Самсона.
А нашему Господу слава во веки веков.
АМИНЬ!
ВЕРНУТЬСЯ: | в каталог | на главную