"КОЛОДЕЗЬ"

"...а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек;
но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
(Иоан.4:14)"

ВЕРНУТЬСЯ:  |  в каталог   | на главную

MEMENTO MORI
(помни о смерти)

2. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.
3. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.
4. Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья.
(Екклесиаст 7:2-4)

Когда-то в прошлом, прогуливаясь по Александро-Невской лавре в Ленинграде, мы наткнулись на интересную могилу, вернее памятник на этой могиле. На нем были выбиты вот такие слова:
Прохожий, ты идешь, но ляжешь так, как я…
Присядь и отдохни на камне у меня.
Сорви былиночку и вспомни о судьбе:
Я - дома, ты - в гостях…
Подумай о себе…

Ну, я думаю, направление наших сегодняшних размышлений понятно…
Есть такое выражение:
MEMENTO MORI (лат. mement? mor? "помни, что [придётся] умирать", "помни о смерти", "помни, что смертен") - латинское выражение, ставшее крылатой фразой.

Когда римский полководец возвращался с поля сражения в столицу, его встречала ликующая толпа. Триумф мог бы вскружить ему голову, но римляне предусмотрительно включили в сценарий государственного раба с одной-единственной репликой. Он стоял за спиной военачальника, держал над его головой золотой венок и время от времени повторял: "Memento mori". То есть: "Помни о смерти". "Помни, что смертен, - заклинали триумфатора римляне, - помни, что ты - человек, и тебе придется умирать. Слава преходяща, а жизнь не вечна". Есть, правда, версия, что настоящая фраза звучала так: "Respice post te! Hominem te memento! Memento mori", в переводе: "Обернись! Помни, что ты - человек! Помни о смерти".

Библия также напоминает нам об этом:

27. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…
(Послание к Евреям 9:27)

Я как-то слышал фразу: "Человек рождается, чтобы умереть".
И действительно, мы начинаем стареть с того самого дня, как появились на свет. Вроде бы мы празднуем день рождения, а по сути дела отмечаем очередной год, который приближает нас к старости и к смерти.

Печально, но это так. И как бы мы ни уходили от этого вопроса, как бы мы ни гнали его из головы, а факт остается фактом, и других вариантов нет.
Люди по разному относятся к вопросу смерти. Некоторые стараются отгонять эти мысли. "Ну, что будет, то будет", иные относятся философски - "Все там будем". А есть люди, которые панически боятся неизбежного конца, и при жизни стараются каким-то образом обеспечить себе продление жизни или жизнь в будущем, когда медицина достигнет определенного уровня и сможет делать человека бессмертным. Есть специальные лаборатории, где замораживают умерших в надежде разморозить в будущем.

А вот с людьми верующими, казалось бы, все понятно. Но и здесь не все так однозначно. В различных религиях понятие смерти и отношение к смерти совершенно отличное друг от друга.

Например, в буддизме существует, так называемая, реинкарнация. Это когда человек рождается и умирает много раз. Всякий раз возрождаясь в новом теле. А в каком, зависит от прожитой жизни. Жил хорошо - родишься в лучшем теле и в лучшем социальном положении, а если хулиганил - можешь возродиться и свиньей. И так, пока не достигнешь нирваны.

В некоторых африканских племенах понятие смерти вообще отсутствует. Умершего родственника не хоронят, а периодически ходят к нему в гости. В Индии тело надо обязательно сжечь, иначе дух умершего возвратится в тело и будет бродить по земле. Что-то типа зомби.

В японской традиции смерть вообще принимается за благо, поэтому прекрасными считаются все самоубийства, совершенные из благородных побуждений, к каковым относятся чувство долга, любовь или возвышенная скорбь.

Самая почетная и завидная из смертей - самопожертвование в бою. Но раньше, самурай, отправляющийся на войну, должен был мечтать не о возвращении с победой, а о гибели на поле брани. Провожая сына, родители говорили не "береги себя", а "умри как герой". В Южной Корее смерть возведена в ранг лучшего приобретения. И сейчас правительство озабочено этой проблемой - люди желают смерти.

А ЧТО ЖЕ ХРИСТИАНЕ?

Что касается христиан, то, казалось бы, для нас это вопрос решенный. Абсолютно понятный. Но это не совсем так.
Отношение к смерти у христиан целиком зависит от посвященности. Чем большую веру имеет христианин, тем спокойнее он относится к этому факту. Некоторые христиане бравируют своим отношением к смерти. "Мы сразу в рай, нам смерть нипочем…" и т.д. Внутренне же содрогаясь от одной только мысли об этом событии.

Так как же мы должны относиться к смерти?
Как Творец смотрит на это событие?
Давайте немного поразмышляем на эту тему.

Вернемся вновь к библейскому тексту из книги Екклесиаста 7 глава 1-2 стих:

"Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу".
( Екк. 7:1-2).

Немного странный призыв Соломона. Мрачный.
Мы люди Нового завета, жизнеутверждающего, который непрестанно твердит:

"4. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь."
(Послание к Филиппийцам 4:4)

А тут Соломон предлагает нам отдать предпочтения траурным церемониям более, нежели радостной жизни. Мы можем опять воскликнуть - "так это ж ветхий завет…!!!"
Но и в Новом завете однажды Иисус сказал Своим ученикам:
"Вспоминайте жену Лотову!". Жизнь которой закончилась таким странным и страшным образом.
Эти слова Он произносит в то время, когда говорил о последних днях этого мира. По сути, о смерти. Он призывал помнить о причинах, приведших к таким печальным последствиям.
Иными словами, тот же призыв, с которого я сегодня начал свои размышления - MEMENTO MORI.

Смерть человека всегда заставляется задуматься о вечном. Даже неверующие люди начинают понимать, что все земное бренно и что однажды всем придется быть в таком положении. Именно поэтому Соломон призывает нас в "дом плача об умершем", а не в дом пира. Дом пира полон соблазнов, пребывающий на пиру забывает все и предается развлечениям. Даже праведнику трудно устоять. В восьмой главе Екклесиаст подтверждает свои слова:

"Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд"
(Екк. 11:8-9).

Итак, вывод первый - Господь призывает нас помнить о смерти, размышлять об этом и делать выводы.
Чтобы не случилось, как в первобытном мире:

38. ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
39. и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого…
(Матфея 24:38,39)

Вопрос второй. Так что ж для христианина смерть. Мы часто слышим: "Смерти не надо бояться. Смерть для христианина благо".
Как-то я читал об одном пожилом проповеднике, который поздним зимним вечером, шёл из одной деревни в другую. Его догоняет крестьянин на санях и говорит:
- Добрый человек, давай я тебя подвезу.
Но ведь это проповедник, он не может молчать. И вот, когда он немного согрелся, отдохнул, решил начать разговор и проповедовать крестьянину. И так тихонечко подползает к нему, потому что он сидел позади, и говорит:
- Ну, ты душу свою к смерти приготовил или нет?

Можете представить себе последствия такого начала беседы.

Шутка шуткой, но вопрос отношения к смерти вечен.
Прежде всего мы должны понимать, что смерть не благо, как мы иногда привыкли называть это событие. Наоборот, это враг человека.
В первом послании Коринфянам 15 глава 26 стих говорится:

"Последний же враг истребится - смерть"
(1 Кор. 15:26).

Это понимание нам очень необходимо, как я уже говорил, что в некоторых религиях смерть воспринимается как благодатное событие. Это не так.
Смерть стала неизбежной по вине наших прародителей -Адама и Евы. Бог не создавал человека для смерти, Он создавал человека для жизни, на прекрасно созданной, планете. Но в деяние Божие вмешался враг.

Бог называет смерть врагом. Это наш с вами враг. Враг мироздания, враг животных, враг растений, враг всего, что существует, что не имеет в самом себе жизни вечной. Скажите, а всякий ли враг страшен?

"Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня"
(Пс. 22:4).

Вы размышляли когда-нибудь над этим стихом? Что для христианина "Долина смертной тени"?
Когда дерево отбрасываете тень и вы входите в эту тень - это еще не значит, что вы прикасаетесь к дереву. Это только тень. И когда мы идем "долиной смертной тени", это значит, что нашей жизни угрожает смертельная опасность, но мы знаем, что Бог контролирует эту ситуацию.
А теперь подумай, что говорит Бог: "Если я пойду и долиной смертной тени…" Это только тень…

Философы говорят, что "страшна не сама смерть, а ее ожидание…"
В этом и есть отличие христиан от мира в этом вопросе. Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня"
Ну и, конечно, успокаивают обещания Господом жизни вечной на небесах.

14. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
(Первое послание к Фессалоникийцам 4:14)

И далее, в 18 стихе, Павел говорит:

18. Итак, утешайте друг друга сими словами.

Вывод второй: смерть - это враг. Но мы не боимся его потому, что с нами Бог.

Вопрос третий - когда возникает чувство страха за свою жизнь и грядущую смерть.
В Евангелии от Иоанна написано:

51. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. ( Иоанна 8:51)

Обратите внимание, в этих словах апостола Иоанна есть некоторое предупреждение. Те, кто соблюдает слово Господа.
У смерти есть сильный аргумент, есть сильное оружие, которому многие не могут противостоять:

"Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти - грех; а сила греха - закон.
(1 Кор. 15:56).

Дорогой христианин, хочешь не бояться смерти? Не греши! Жало смерти - грех. Осознанная греховная жизнь порождает страх перед смертью. Недаром многие люди, которые неправедно нажили свое состояние, пытаются умилостивить Господа дорогими подарками, имея при этом каменное сердце.

26. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,
27. но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
(Послание к Евреям 10:26,27)

Будем помнить об этом.
Только тогда, когда человек грешит, в его душу вползает ужас смерти. Будем жить по заповедям Божьим, будем радоваться в Господе, дарующем нам спасение и жизнь после смерти.

Итак, Господь призывает нас помнить о смерти для того, чтобы привести свои жизнь со Словом Божьим.
Помнить, что у смерти есть "жало" - это грех.
Смерть - это враг, но Господь лишил его силы, принеся Себя в жертву. Как сказал Апостол Павел:
В 15 главе Первого послания Коринянам в 57 стихе

"Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!"
(1 Кор. 15:57).

Потому что любящий Отец через Сына Своего открыл нам двери в Его Дом. Будем с верою во Христа жить до дня оного по заповедям Божьим, уповая на Его обетования. Аминь!

"Дорога в очах Господних смерть святых Его" (Пс. 115:6).

АМИНЬ!!!

ВЕРНУТЬСЯ:  |  в каталог   | на главную

^ Наверх